г. Тверь, ул. Андрея Дементьева, д.18/20.
Дом поэзии Андрея Дементьева
Творчество и карантин
27
Апреля
2020
Творчество и карантин

 

«Блажен, кто в отдаленной сени,

Вдали взыскательных невежд,

Дни делит меж трудов и лени,

Воспоминаний и надежд …»

А. С. Пушкин

На протяжении веков люди творческие, в том числе поэты и писатели, неоднократно оказывались в вынужденной изоляции по причине различных пандемий. Нужно отметить, что это время стало для многих из них особенно плодотворным и привнесло в мировую литературу множество шедевров.

Солнышко русской поэзии и «Болдинская осень»

Холера – смертоносное и крайне заразное заболевание пришло в южные губернии в 1820-е годы из Азии. Никто тогда не знал, как бороться с этой страшной бедой, как лечить заболевших. В Москву эпидемия пришла осенью 1830-го. Тотчас правительством был введен карантин, распространившийся на всю страну, надолго парализовавший привычную жизнь. Александр Сергеевич Пушкин в это время ненадолго, как он предполагал, выехал в своё имение Болдино и вернуться обратно в столицу уже не смог. Оказавшись в изоляции в своём имении, Александр Сергеевич не унывал. Он писал своему издателю подбадривающие письма о том, что «хандра хуже холеры»: «Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдёт, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Несколько безуспешных попыток бегства поэта из Болдина ни к чему не привели и, оставшись в заточении в старом одноэтажном доме, ему оставалось только писать. «Болдинская осень» признана самым продуктивным периодом в творчестве Александра Сергеевича. Об этом периоде поэт поведал в письме другу Петру Александровичу Плетневу:

« … Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон-Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не всё (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…»

Здесь, в Болдино, кроме стихов и прозы Пушкин напишет серию публицистических статей о состояние критики для «Литературной газеты». Благодатным и щедрым в творческом плане оказалось вынужденное заточение поэта в Болдине. Правда, поэт предпринял попытку преодолеть карантинные кордоны и даже подкупил серебряным рублём мужиков на первом посту. Но всё же благоразумно вернулся в имение. Об этом свидетельствует его письмо Наталье Николаевне от 11 октября 1830 года. Вот что писал Александр Сергеевич своей невесте:

«Добровольно подвергать себя опасности заразы было бы непростительно… Порядочные люди должны принимать меры предосторожности, так как именно это спасает их, а не их изящество и хороший тон».

Мудрые слова можно и даже нужно взять на заметку в нашем нынешнем положении и использовать сложившуюся обстановку для творческого настроя, оттачивания мастерства, обретения новых знаний.

Антон Павлович Чехов и клятва Гиппократа

Антон Павлович Чехов был земским врачом в Мелихове. Когда разразилась эпидемия холеры, он по долгу службы обязан был бороться с нею. Помимо своего участка, Антон Павлович добровольно вызвался лечить крестьян из 25 окрестных сел. А ещё насельников монастыря и рабочих четырёх фабрик. Разве это не подвиг?

Очень важно отметить, что Чехов лечил людей бесплатно. Что ещё более важно – он устраивал фельдшерские пункты на свои деньги, поскольку земские власти отказались это делать и никакой помощи не выделяли.

Антону Павловичу приходилось работать чуть ли не круглые сутки. Лечившиеся у него люди даже не подозревали, что их доктор прекрасный писатель, знаменитый, уважаемый. Да, у него в тот период на литературу времени совершенно не оставалось. Но, несомненно, его первая профессия в тот момент требовала полной самоотдачи от Антона Павловича и даже жертвенности. Он каждый день рисковал собственным здоровьем, причём, не столь крепким, как хотелось бы. По-другому Антон Павлович поступать не мог, убеждённо считая, что «желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». Несомненно, это служение позволило Чехову почерпнул множество тем и сюжетов для будущих рассказов. О своей работе Антон Павлович говорил: «У врача бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого. Среди врачей, правда, не редкость невежды и хамы, как и среди писателей, инженеров, вообще людей, но те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей. За сие, говоря по совести, им многое проститься должно». Можно эти слова великого писателя применить к нынешней эпидемии, зная, что заслон между ею и нами делают именно они –

люди в белых халатах. Делают его, рискуя собственной жизнью и даже, порой, жертвуя ею.

Королевский карантин Шекспира

Литературный отец Ромео и Джульетты также не избежал вынужденного затворничества, связанного с эпидемией. Бубонная чума свирепствовала в Лондоне в 1605-1606 годах. Чума унесла жизни 100 тысяч жителей английской столицы. Пока город не закрыли на карантин, жители бежали из него со всех ног. И только Шекспир никуда не стремился. Он остался в зараженном Лондоне. Закрывшись в своем доме, он творил. Одну из своих самых известных пьес – «Король Лир» Уильям Шекспир написал именно во время «Великой лондонской чумы». Также была создана пьеса «Макбет». Этим бессмертным произведениям мир рукоплещет до сих пор.

Николай Васильевич Гоголь в Одесском карантине

Карантин был знаком и Николаю Гоголю. Весной 1848 года в Одессе, возвращаясь из Иерусалима, из паломничества по святым местам, Николай Васильевич Гоголь весомую часть времени провёл в карантине на территории старой крепости, где ныне расположился парк Шевченко. Такой был порядок для возвращающихся из южных стран, где часто свирепствовала холера, ибо Одесса хорошо помнила страшные последствия чумы.

Брат Пушкина Лев Сергеевич, служивший в одесской портовой таможне, навещал писателя в карантине. Но общаться они вынуждены были через двойную перегородку. Гоголя, перебирающего четки, Лев Сергеевич слышал хуже, чем шум морских волн. У Гоголя было предостаточно времени для обдумывания и проработки сюжетных линий будущих книг.

Зато, по выходе из карантина, в честь автора «Ревизора» был дан праздничный обед в ресторации Цезаря Отона. Еще неделю прожил Николай Васильевич в доме своей приятельницы графини Толстой на улице Казарменной, в доме № 15. На Украине Гоголя очень любили. Сам Тарас Шевченко писал о нём: «Самый возвышенный поэт должен благоговеть перед ним, как перед человеколюбцем…».

Это далеко не полный список литераторов, которым пришлось сталкиваться с таким тяжёлым испытанием, как карантин. Но можно с уверенностью сказать, что и эти яркие примеры должны вселить современным творцам уверенность в собственные силы, убедить в том, что даже в сложном положении можно найти свои плюсы и вдохновение, настроиться на рабочую волну и сеять разумное, доброе, вечное.